Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Бои за ОСК

Image

И снова коснемся темы неудачного возврата к былому величию отечественного судостроения и тряхнем трюмными скелетами. Но теперь уже тщательнее. Свежую пищу для размышлений подкинул глава ВТБ Андрей Костин, который сообщил об «огромной финансовой дыре» в бюджете Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и предложил ее залатать государству.

Скорее мертв, чем жив

Как мы помним, в начале августа СМИ анонсировали решение президента передать акции ОСК, единственным держателем которых является государство, в доверительное управление ВТБ на пять лет. Причем исключительно с целью «финансового оздоровления компании», на которую некогда возлагались большие надежды.

Первоочередной задачей банка являлась оценка объемов необходимых средств, которые способны вдохнуть жизнь в находящегося при смерти крупнейшего судостроителя страны.

Вердикт оказался неутешительным. По словам Костина, все контракты корпорации с заказчиками оказались убыточными. По самым осторожным предположениям в ближайшие пять — семь лет в ОСК и судостроительную отрасль в целом нужно вложить от 0,5 трлн до 1 трлн руб.

«…Государство должно капитализировать компанию, закрыв старые дыры. Это не должно делаться за счет банка», — сказал Костин.

Пламя возрождения

Указ о консолидации судостроительной отрасли президент РФ Владимир Путин подписал в 2007 году. Тогда вновь созданной Объединенной судостроительной корпорации было передано 80% всех существовавших на тот момент судостроительных мощностей страны. По задумке это должно было вернуть отрасли былое величие. Курс на восстановление был взят в 2008-м, когда появились новые заказы на строительство судов. Но до конечного пункта назначения ОСК дойти так и не удалось. Айсбергом на ее пути, как утверждают сегодня, встал Алексей Рахманов. Именно экс-руководителя теперь обвиняют во всех неудачах ОСК, среди которых серия загадочных пожаров.

Стоит вспомнить, как на Балтийском заводе, входящем в состав корпорации, несколько раз горел ледокол «Урал». В ноябре 2018 года огонь полыхал на строящемся в Санкт-Петербурге «Викторе Черномырдине», а годом позже – на «Адмирале Кузнецове», стоявшем на ремонте в Мурманске. В 2022 году пожар тушили на строящемся на «Адмиралтейских верфях» траулере «Механик Маслак».

Монстр

Насколько эффективным окажется новый управляющий Объединенной судостроительной корпорации в лице ВТБ покажет время. Но не будет лишним заметить, что Костин неоднократно критиковал работу ОСК и выражал сомнение, что находящаяся в госсобственности корпорация сможет «оперативно и эффективно справиться» с поставленными задачами. По его мнению, судостроение относится к тем отраслям, «которые просто созданы для того, чтобы их, передать каким-то другим компаниям». Такие «монстры-монополисты» как ОСК бессмысленны.

В связи с этим многие эксперты уверены – корпорацию готовят к приватизации.