Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Боевые действия переходят на улицы

Image

Две массовые драки с участием военных произошли в регионах. В Челябинске экс-наемники ЧВК «Вагнер» устроили с молодыми людьми замес, который закончился стрельбой. А в башкирском селе Верхнеяркеево участники СВО подрались с армянами. В потасовке участвовало около 150 человек.

Один шаг до трагедии

К сожалению, криминальная сводка с участием бойцов СВО (причем как в роли виновных, так и в роли пострадавших) стала обыденность в РФ. Однако инциденты в Челябинске и Башкирии выделяются своей массовостью и возможными печальными глобальными последствиями. В городе металлургов конфликт из-за девушки перерос в разборки в стиле 90-х. Экс-вагнеровцы приехали в камуфляже, избили подростков палками и явно не ожидали подкрепления оппонентов с травматическим оружием. Некоторые каналы намекают, что стрельбу открыла не обычная шпана, а люди, связанные с местными криминальными структурами. Именно поэтому усиленным патрулям МВД и Росгвардии после инцидента выдали автоматы. По информации осведомленных источников, сейчас влиятельный люди всеми силами пытаются замять конфликт, который может завершиться кровавым реваншем, так как обе стороны оказались недовольны результатом.

В башкирском селе Верхнеяркеево конфликт примечателен тем, что носит продолжительный характер. Участники СВО находятся в напряженных отношениях с диаспорами, что периодически приводит к массовым дракам. Местные власти сообщили, что проводят «профилактические мероприятия на территории района», но, судя по всему, они недостаточно эффективны для предотвращения потасовок. По факту обеих драк возбудили уголовные дела по статье о хулиганстве. Бастрыкин поручил взять на контроль их расследование.

Эпоха СВО диктует свои особенности

«Всплеск насилия со стороны участников войны, вернувшихся из Украины, не является предметом для беспокойства Кремля», - не так давно заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Однако такие инциденты беспокоят обычных людей. Сложно отрицать, что возвращение на гражданку людей, которые привыкли к смерти и военным действиям, а также умеют обращаться с оружием, несет риски для мирного общества. МИЦ им. В.М. Бехтерева посчитал, что у принимавших участие в боевых действиях распространенность ПТСР составляет от 3 до 11%, а у раненых - 14-25%. При этом психологическую помощь в России до сих пор многие воспринимают как слабость или шарлатанство, избегая обращаться к специалистам.

На эту статистику накладываются и другие проблемы. В России наблюдается нормализация культуры насилия, которая выражается как в изменении отношения людей к войнам, смертной казни, так и в росте числа насильственных преступлений. Некоторые «дембеля» имеют уголовный бэкграунд. Второй расцвет переживает АУЕ-движение, которое пропагандирует жизнь по понятиям, а не по законам. Ярким маркером этой тенденции стала популярность сериала «Слово пацана», который пропитан духом АУЕ. Есть вопросы по реабилитации участников СВО и их социализации. Далеко не все ветераны могут найти себе место в мирном обществе, несмотря на масштабную работу государства на всех уровнях.

Силовые органы уделяют особое внимание участникам СВО на гражданке, однако не всегда профилактических мер хватает, чтобы предотвратить конфликты наподобие драк в Челябинске и Башкирии. Однако пока массовые потасовки редко заканчиваются фатально. Государству необходимо решить еще много системных проблем, чтобы свести количество таких инцидентов к минимуму.