Депутаты предлагают организовать в России единый реестр недобросовестных блогеров. Вести его, по задумке, будет саморегулируемая организация, которой пока не существует - такой статус сейчас есть только у Ассоциации блогеров и агентств. Главная цель - сформировать кодекс правил «добросовестных практик» для лидеров мнений.
А блогеры кто?
Общепринято считать блогерами людей, которые создают и публикуют контент на онлайн-площадке, например, на своем сайте или блог-платформе, в профиле или группе в соцсети, на видеохостинге или сервисе подкастов. То есть на первый взгляд - это некий одиночка, который чем-то занимается в интернете. На самом же деле значение слова давно потеряло актуальность. Сейчас это целые команды, вокруг которых зачастую крутятся миллионные, а то и миллиардные прибыли. Громкие дела о неуплате налогов блогерами лишь подтверждают сентенцию о том, что на этом можно заработать большие деньги.
Отдельная история - инфоцыгане, каналы которых плодятся в больших количествах. Люди, работающие на знании психологии. Если есть доверчивые, недалекие, но амбициозные или отчаявшиеся, найдутся и мошенники, продающие воздух. Не просто так блогеров приравнивают к СМИ - их влияние на умы нельзя недооценивать. В этом смысле они сродни популярным артистам, ради которых фанаты способны на всё.
Закрутить гайки или навести порядок
Поэтому совершенно неудивительно, что государство пытается взять под контроль то, что контролю пока плохо поддаётся. Как это ни парадоксально звучит, но зачастую популярные блогеры анонимны. Согласно закону, информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или распространителе в объеме, достаточном для его идентификации. Однако в большинстве случаев это требование игнорируется.
Не случайно появилась инициатива Роскомнадзора обязать блогеров с аудиторией более тысячи человек передавать ведомству данные, позволяющие идентифицировать их личность. Такой пользователь обязан сообщить в Роскомнадзор свои ФИО и контактную информацию для направления юридически значимых сведений. Это не регистрация в ведомстве, а уведомление регулятора о том, что владелец аккаунта занимается распространением информации.
Реестр блогеров в таком случае - следующий шаг в наведении порядка. По задумке авторов инициативы, если в действиях блогеров будут выявляться систематические нарушения, информация о них будет попадать в Роскомнадзор и МВД. Как отличить добросовестных от недобросовестных, пока не ясно. Критерии обязательно должны обсуждаться с блогерским сообществом. Пока рабочая группа, которая занимается разработкой инициативы, видит несколько важных критериев. Главные из них - это распространение фейков и нарушение в оказании услуг.
Одиночки это или целые команды, но в первую очередь блогеры - это люди. Это срез общества, в котором попадаются убийцы и педофилы, путешественники и кулинары - есть читатель, найдётся и тот, кто его заинтересует. И создавать контент всё же необходимо руководствуясь буквой закона. Но контролировать процесс тоже надо учиться. Не «запрещать и не пущать», а проверять и направлять. Только при таком взаимодействии возможно нормальное существование блогеров.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...