Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Ближневосточная арена не остывает: США и Иран встают лицом к лицу

Image

Накануне Трамп заявил, что Иран «исчезнет к сентябрю», если Тегеран не согласится на сделку по ядерной программе и не прекратит работу над ядерным оружием. В Белом доме намекнули, что Штаты могут нанести удар совместно с Израилем. Следом американское представительство объявило о запланированных прямых переговорах с Ираном.

Зачем Штаты щекочут нервы Тегерану?

Напряжение между США и Израилем с одной стороны и Ираном с другой накаляется на глазах. Аятолла Хаменеи на прошлой неделе привёл вооруженные силы в повышенную готовность. На побережье Персидского залива также были размещены системы обнаружения воздушных целей и заглушки. Это спровоцировало очередной виток негативной реакции Пентагона, ведь противодействие Ирана усложняет работу американской разведки. Дальнейшие шаги были приостановлены до завершения переговорного процесса, который, несмотря на заверения Трампа, на самом деле будет осуществляться в непрямом формате.

Штаты устраивают шоу лишь для одной цели - заключить выгодную для себя ядерную сделку с Ираном. Речь идет не о повторении ранее существовавших договорённостей, действие которых Трамп лично приостановил в 2018 году, обвинив Тегеран в неисполнении обязательств. США хотят большего. В соответствии с новыми требованиями Иран должен отказаться не только от возможности создания ядерного, но и любого наступательного оружия. Лишь в таких условиях Штатам удастся закрепить ведущую геополитическую роль в регионе за Израилем, обеспечив ему максимальную безопасность для распространения прозападных интересов. Насколько успешными окажутся переговоры, сказать не так просто.

Трамп решил использовать стратегию угроз и силового давления, опираясь на свои прокси-силы в регионе и потрепанное палестинским конфликтом состояние иранских формирований. Такой подход ожидаемо столкнулся с противостоянием, что усложнит и затянет разрешение противоречий, ведь Иран удерживает лидерские позиции и не приемлет своего ущемления. Однако прямое столкновение США и Ирана маловероятно по ряду причин. Во-первых, Трампу придётся попрощаться со своим «миротворческим статусом». Во-вторых, ближневосточные государства крепко сплачиваются под натиском угрозы, что может утянуть США в долгий вооруженный конфликт, а это невыгодно Вашингтону, особенно в условиях тарифного противостояния.

Шантаж - любимая схема Трампа. Интересно то, что он может предложить Ирану под завесой угроз, а также то, какую роль в конфликте сыграет Россия. С Москвой всё проще. Несмотря на ратификацию всеобъемлющего договора с Ираном, в МИДе напрямую заявили, что соглашения не предусматривают оказание друг другу военной помощи. Россия сохраняет дистанцию, поддерживая курс на переговоры.