Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Бензин вне закона

Image

Топливо в России дорожает не первый месяц из-за роста его биржевой стоимости. Чтобы хоть как-то защитить автолюбителей от произвола нефтяников, депутаты предложили уполномочить правительство ограничивать цены на бензин. Сегодня законопроект внесли в Госдуму.

Цены – под контроль государства

На сегодняшний день литр бензина марки «Регуляр-92» стоит 68,26 рубля – почти на один процент дороже, чем вчера. А «Премиум-95» в европейской части РФ можно приобрести за 75,58 рубля. Ещё в начале августа власти обязали нефтяные компании увеличить минимальную долю продажи топлива с 12 до 13% от производства, чтобы снизить дефицит, но проблема только усугубилась.

Вскоре полномочия устанавливать предельно допустимую стоимость бензина и дизеля – как социально значимых видов товаров – может получить правительство: соответствующие законопроекты в Госдуму внесли депутаты «Справедливой России – За правду» и ЛДПР. Первые предлагают 90-дневный срок, вторые – от трёх до пяти лет. Разработчики утверждают, что моторное топливо в России непрерывно дорожало вне зависимости от снижения или повышения мировых цен на нефть. Рост оказывался неконтролируемым и скачкообразным, существенно превышая показатели инфляции.

Проверят «от» и «до»

Параллельно за ценами на розничном рынке нефтепродуктов следит Федеральная антимонопольная служба. Специалисты намерены проверить реализующие бензин и дизель мелким оптом компании на предмет возможных манипуляций.

Контрольно-надзорные мероприятия проведут в регионах – исследуют экономическую обоснованность стоимости реализации топлива с нефтебаз и другие аспекты, влияющие на итоговую сумму, которую видят потребители. В случае выявления в цепочке каких-либо нарушений ФАС пообещала принять меры.

В то же время, служба обязалась усиленно контролировать цены на бензин и дизель после того, как с 1 сентября нефтяникам вдвое сократили выплаты по топливному демпферу. В правительстве заявили, что компенсации идут в маржу нефтепереработчиков, а после корректировки якобы удастся экономить по 30 миллиардов бюджетных рублей в месяц. Эксперты же уверяли, что на стоимость топлива «реформа» не повлияет. Однако последствия – налицо.

Дефицитно и дорого

Наряду с удорожанием топлива остро стоит проблема его нехватки. Особенно – на юге России: в Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской и Астраханской областях. Тем временем дизель исчез с заправок не только в Крыму, но и в центральной части страны – в Липецкой и Тульской областях, Чувашии, Татарстане и Марий Эл.

Вместе с автомобилистами страдают и аграрии: многие компании агропромышленного комплекса сетуют на риск срыва уборочной и посевной кампаний, что негативно скажется на рынке продовольствия. На недавнем совещании представители Министерства энергетики пообещали найти решение в течение двух недель. Какое конкретно – не озвучили.

Остаётся надеяться, что совместные усилия законодателей, надзорных ведомств и властей дадут положительные результаты. Однако есть основания и усомниться в успехе: цены на продукты и товары первой необходимости, которые как раз-таки уполномочено сдерживать правительство, растут изо дня в день. Возможно, хотя бы топливо станет исключением.