Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Барды и шансонье в почете, рэперы и металлисты в опале

Image

В Нижнем Новгороде силовики сорвали концерт трэш-металл группы «Коррозия металла» и составили протоколы за демонстрацию нацистской символики. А гендиректор радиовещательного холдинга «Европейская медиагруппа» Роман Емельянов сообщил, что в Россию возвращается бардовская песня. И если вы думаете, что эти инфоповоды никак между собой не связаны, то ошибаетесь.

Мягкая нотная сила

После начала СВО музыкальная сфера в России кардинально изменилась, что отражает особенности времени. Искусство стало крайне политизированным, больше внимания стали уделять текстам песен и их смысловому содержанию. Теперь музыка должна служить целям страны. Песни «Коррозии металла» давно вызывали вопросы. Такие композиции, как «Хайль Фюрер» или «Съешь живьём», признаны в РФ экстремистскими, но все равно исполнялись на концертах группы. Не смущал ранее силовиков и мерч «Коррозии металла», в котором использовались древнеславянские символы солнца. Однако марш «рассерженных патриотов» и возрождение в стране ультраправых идей заставили власть пересмотреть отношение к подобному творчеству. «Профилактические мероприятия» на концерте «Паука» - яркий тому пример.

Под удар попали также рэперы и рокеры, для которых протест системе - основа существования. Эти направления зарождались в андеграунде и часто берут для песен остросоциальные темы. «Би-2» за антивоенные взгляды выдавили из страны и почти добились депортации членов группы из Таиланда для суда. Иноагентом признали Бориса Гребенщикова. Лидер ДДТ Юрий Шевчук попал в опалу после резонансного заявления про то, что «родина - не жопа президента». К рэперам претензия другая - низкая социальная ответственность. Scally Milano, Big Baby Tape, Kizaru, «Платина» и множество других артистов этого жанра обвинили в пропаганде наркотиков. Отдельным пунктом проходит рэпер Vacío, который засветился на скандальной вечеринке Ивлеевой и теперь будет служить в музыкальном подразделении ВС РФ.

Правильная музыка для правильной страны

Новое время порождает новых кумиров и возрождает старых. Наиболее яркий пример - Shaman, который появился из ниоткуда и стал локомотивом патриотической песни. Причем его образ - абсолютный симулякр, напичканный пиаром, о чем «Разумная Россия» писала в одном из своих постов. Схожая ситуация и со спикером МИД России Марией Захаровой, которая недавно победила на премии «Шансон года-2024». Естественно, награда эта скорее не за творчество дипломата, а за её статус. У Захаровой накопилось песен на целый альбом. Представители советской попсы также все еще в фаворе, хоть многих и подкосили скандалы. Киркоров все же «нашел свою дверь» и был приглашен сначала на съезд молдавских  оппозиционеров в Москве, а потом и на празднование 50-летия БАМа с участием Владимира Путина. Обратная ситуация у Пугачевой, которую решили не признавать иноагентом, а вместо этого «обнулить» её творчество. Власти и федеральные СМИ демонстративно проигнорировали 75-летие примадонны.

Зато барды переживают ренессанс. Гендиректор радиовещательного холдинга «Европейская медиагруппа» считает, что это связано с повышением ценности семьи, патриотизма, традиционных скреп. Логично в повестку ложится еще одна тенденция - внимание к локальной музыке. Одним из первых это веяние подхватил Рамзан Кадыров, который запретил исполнять в республике быстрые композиции. Все песни и мелодии в Чечне должны соответствовать менталитету народа. А дальневосточные и сибирские музыканты приобретают международную популярность. Бурятский композитор и аранжировщик Алагуй Егоров стал продюсером года в Монголии по версии премии Triple X HIT Music Awards.

Музыка хоть и незаметно, но влияет на сознание людей, формируя у них определенные ценности и предпочтения. Работает это и в обратном направлении - музыка изменяется вслед за метаморфозами общества. Все это побуждает власти влиять на сферу творчества, загоняя её в нужные рамки. Однако излишнее давление может аукнуться, ведь любое действие рождает противодействие.