Цена нового автомобиля, привезенного в РФ из Китая, на 35% состоит из стоимости самого автомобиля. Ещё около 40% - пошлины и сборы. Остаток - маржа продавцов и доставка, следует из презентации ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Китайский автомобиль Jetta VA3 продаётся на российском рынке за 2,3 млн рублей, в то время как его реальная цена составляет всего 900 тысяч.
Никакой выгоды для отечественных производителей
Многочисленные сборы на импортные автомобили в России вводились на основании того, что они могут помочь отечественным производителям. Считалось, что утильсбор не только обеспечит финансирование утилизации автомобиля после снятия с эксплуатации, но и сподвигнет граждан отдавать приоритет при обновлении машин российским маркам. Но ожидания не оправдываются. По данным Минпромторга, за первое полугодие 2025 года продажи новых автомобилей в России упали на 28%. Сбыт же отечественных автомобилей за этот период снизился на 11% - до 333 тысяч единиц.
Примечательно, что в стоимость автомобилей Lada не входит растаможка, а утилизацию «АвтоВАЗу» компенсируют ежегодно в полном объеме. Но при этом в ценник к машинам Lada включают утильсбор, который ежегодно индексируют. Как результат, новые отечественные автомобили, которые вроде как собираются в России, стоят от 1,5 млн рублей, а в полной комплектации могут достигать и 3 млн. Например, начальная версия Lada Vesta стоит 1,5-1,7 млн рублей, а более продвинутые комплектации - 1,9-2 млн.
Стимулировать спрос пытаются льготными госпрограммами для молодых семей с двумя и более детьми, скидкой для них в 10% при покупке в кредит. Помимо этого, в 2025 году у «Лады» появился кредит под 0,01%. Только выгоду часто перекрывают переплата за допы и проценты по кредиту и страховке. В результате в России сложилась такая ситуация, когда китайцы, несмотря на все сборы и сокращение продаж, умудряются сохранить за собой более 50% рынка, в то время как отечественные производители удерживаются на плаву только с помощью государственной поддержки.
Реальной выгоды от многочисленных сборов для граждан нет. Однако бюджет получает прибыль - 97 млрд рублей за первые три месяца 2025 года. Тем не менее это почти на треть меньше, чем в прошлом году - 142 млрд. Поэтому механизм постепенно теряет выгоду для государства на фоне сокращения продаж. Неудивительно, что регуляторы стараются воскресить спрос любыми способами, в том числе и за счёт повышения налогов на автомобили старше 15-20 лет. Рынку необходима реорганизация отечественных производственных сил, а также усиление контроля за реализацией льготных программ кредитования.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...