Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Автомобильный коллапс. Продолжение

Автомобильный коллапс. Продолжение
Image

Очередной удар по российскому автомобильному рынку нанесла Грузия, которая ввела запрет на экспорт и реэкспорт автомобилей из Евросоюза и США в РФ.

Сбываются прогнозы экспертов, согласно которым «параллельный импорт рухнет», а цены будут только расти.

Ранее ввоз через самостоятельных импортеров подкосил прямой запрет властей Японии на поставки в Россию автомобилей с двигателями объемом более 1,9 литра и без исключения всех гибридов. Разумеется, продавцы тогда сразу подняли стоимость тех машин, которые уже поступили в страну. В связи с последними событиями очередной виток подорожаний неизбежен. По подсчетам автодилеров, цены на новые легковые машины в годовом выражении поднимутся на 30%. Впрочем, запреты Грузии и Японии – не единственные тому виновники.

Острый период

Автомобильный рынок России лихорадит уже несколько лет. В 2020–2021 годах он «перенес ковид» - болезненно, но не смертельно. Казалось, отступит пандемия — жизнь снова наладится. Но февраль 2022-го принес настоящий крах. Тогда в течение месяца все автомобильные марки остановили поставки и производство на территории страны. Встал даже «АВТОВАЗ», по которому больно ударил уход Renault и нехватка импортных компонентов. На рынке произошел сильнейший за последнее десятилетие спад продаж.

Реанимация в виде китайского импорта привела к неоднозначному результату. С одной стороны, за счет брендов КНР дефицит авто несколько сократился. С другой, в России китайские марки начали продаваться по цене в три раза выше, чем на родине. Такая существенная разница не могла быть оправдана ни пошлинами, ни стоимостью доставки, и стала последствием слабой конкуренции.

Сопутствующие патологии

И только в начале 2023-го автодилеры заговорили о росте некой стабильности на рынке и увеличении объемов продаж, как с 1 августа вступило в силу постановление российского правительства. Документ увеличил ставки утилизационного сбора - один из видов платежей за импортируемые авто, и поменял правила владения машиной. Ввезенный автомобиль нельзя продавать в течение года, если утильсбор оплачен по льготной ставке для физлица. В противном случае этот сбор будет пересчитан по коммерческому тарифу.

Планировалось, что подобные меры усложнят жизнь перепродавцам автомобилей, и поддержат отечественное (ну или почти) производство «Лад» и «Москвичей».

Причем произошло это на фоне ослабления рубля и сокращения количества стран, готовых сотрудничать с Россией. В итоге цены вновь начали расти по всему модельному ряду, спрос упал. И света в этом тоннеле пока не видно.

Иностранный автомобиль снова становится элементом роскоши. Россия изобретает новую концепцию автопрома и пытается поднять на ноги «АВТОВАЗ». Все это было. Переживем и во второй раз.