Закончилось двухгодичное председательство России в Арктическом совете. Возможно, как и сотрудничество с Арктическим альянсом - сегодня МИД РФ пригрозил выходом России из северного содружества, состоящего из членов НАТО. Посмотрим на политические перспективы российской Арктики.
Арктика как актив
Значение российской Арктики для международного сообщества можно сравнить со значением атомной отрасли РФ в международной атомной энергетике - то самое место, где санкции заканчиваются. Россия контролирует 53% арктической береговой линии.
В условиях глобального потепления Арктика приобретает стратегическое значение как торговый маршрут. Севморпуть в самой ближайшей перспективе будет круглогодичным и сможет претендовать на самую выгодную логистику из Китая в Европу.
А еще за Полярным кругом есть углеводороды и редкоземы. Из действующих бизнес-агломераций - только крупнейший российский газодобытчик Новатэк и владелец редкоземов Норникель, славящийся еще и на криптовалютном рынке. Инвесторам есть где разгуляться.
Конец Арктического Совета
Арктический совет - межправительственная организация государств - Дания (вместе с Гренландией и Фарерскими островами), Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. В военно-политическом аспекте из 8 арктических стран 6 - действующие члены НАТО, Швеция готовится к ним присоединиться, в оппозиции - одна Россия.
Арктиковеды предупреждали о начинающейся смене системы международных отношений в Арктике еще в мае 2022 года - вполне возможен сценарий, когда коалиционными западными странами будет создана организация с функциями Арктического совета, но без членства России. Новыми участниками станут Эстония, Шотландия, Германия и Франция.
Политический вес
У России есть серьезные основания для переговоров и давления на бывших партнеров по Арктическому альянсу. Переговорные позиции - Северный морской путь, экология и этносы.
Севморпуть - это экономная логистика, когда морской путь из Китая в Европу будет в 2 раза короче. И это - неплохие шансы на партнерство с Китаем. Китай же ко всем экономическим выгодам добавляет себе очки на международной арене - в качестве переговорщика, способного совладать с "дикой Россией".
И, конечно, СМП - это внутренняя российская логистика, актуальная в свете ограниченной пропускной способности и дороговизны железнодорожных перевозок. Расширение экспортных маршрутов - важнейшая задача для обложенной санкциями экономики России.
Экологическая безопасность - когда аварии на российских предприятиях могут привести к негативным последствиям и стать реальной угрозой для соседей по Северным широтам. Расходы на экологию не являются в России приоритетными в ближайшем обозримом будущем, а "Дизельное море" Норильска в 2020 году убедительно иллюстрирует возможные сценарии бедствий. Вопросы экологической и климатической опасности важны для соседей России в Арктике и могут стать ключом к переговорам о дальнейшем сотрудничестве.
Этносы - еще один непростой арктический вопрос. Например, ситуация с Фарерскими островами - соглашение о рыболовстве с Россией крайне важно для островитян, ведь лов рыбы - стратегический сектор экономики. По соглашению, не принимать в своих портах российские рыболовецкие судна Фареры не могут. Однако, часть сейнеров была заподозрена в разведоперациях, и как ситуация будет урегулирована - вопрос открытый.
Именно этим озадачен Арктический Совет во главе с Норвегией, осторожно намекающий на продолжении диалога с Россией. Именно эти аргументы приобретут вес в переговорах с арктическими партнерами в самое ближайшее время.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...