Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Антидепрессанты вместо инсулина

Image

«Коммерсант» выяснил, что в России образовался дефицит сверхбыстрого инсулина аспарт «Фиасп». Нехватку препарата отметили не только в аптеках, но и в больницах. В Росздравнадзоре эту информацию отрицают, однако врачи и раньше сообщали о дефиците ряда лекарственных препаратов в РФ в 2024 году.

Диабетики тревожатся

По данным Headway Company, которая собирала статистику для «Коммерсанта», госзакупки инсулина аспарт в начале 2024 года снизились на 70% по сравнению с тем же отрезком 2023 года. При этом закупки быстродействующего инсулина «Фиасп» от датской Novo Nordisk, который ранее лидировал по объему среди препаратов этого сегмента, упали сразу на 95%. Лекарство не найти в аптеках Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и ряда других регионов. Проблему подтверждает президент Московской диабетической ассоциации Эльвира Густова. А врач-эндокринолог клиники «Будь здоров» Татьяна Фролова сообщила, что взрослым «даже во многих поликлиниках Москвы препарат не выдают, не говоря уже о регионах».

В Минздраве заявили, что обеспеченность инсулином аспарт по стране составляет 8,6 месяца, в клиниках - 10,5 месяца, в аптеках - 2,5 месяца. Производители не сообщали о прекращении поставок. То же самое рассказали и в Росздравнадзоре. У инсулина аспарт есть российский аналог от компании «Герофарм», но объем его госзакупок в начале 2024 года был невелик. Налицо яркое несоответствие официальной статистики и ситуации на местах. Проблема эта не нова. С января регионы РФ сталкиваются с дефицитом некоторых лекарств, в том числе и из списка жизненно необходимых и важнейших.

Будем лечиться подорожником?

По данным опроса профессионального сообщества «Врачи РФ», 78,5% медиков сообщили о дефиците некоторых препаратов в России. Всего врачи назвали более 400 наименований дефектурных препаратов: антибиотиков, инсулинов, нейролептиков, антидепрессантов, вакцин. Также отмечалась нехватка гормональных препаратов для женщин и комбинированных оральных контрацептивов. Последнее, впрочем, может быть обосновано демографическим курсом страны. Тем не менее все чаще СМИ и врачи сообщают о дефиците важнейших лекарств в России.

В марте в ФМБА признали нехватку препаратов для россиян с ВИЧ. В Москве врачи рассказали о нехватке препаратов от болезней кожи и глаз, содержащих вещество циклоспорин. Минздрав в ответ заявил, что сейчас имеются препараты с циклоспорином пяти торговых наименований российского и иностранного производства. Во время вспышки кори сообщалось о дефиците вакцин в 16 регионах России. Россиян предупредили о дефиците препарата от рака молочной железы, а также от повторного инфаркта от Eli Lilly.

При этом на некоторые виды лекарств спрос в России только растет. По данным DSM Group, с начала 2024 года продано на 33% больше упаковок антидепрессантов, чем за тот же срок в 2023 году. Что легко объясняется СВО, мобилизацией и прочими общенациональными потрясениями. При этом официально ФОМ и ВЦИОМ не фиксируют рост тревожности россиян, что бросает тень сомнения на достоверность статистики. В этом она похожа на данные Минздрава по доступности лекарств. К сожалению, все чаще цифры на бумаге не сходятся с фактическим обеспечением препаратами больниц и аптек.

«Разумная Россия» писала в своих инициативах, что социально значимая статистика ни в коем случае не должна искажаться. Иначе ведомства не смогут адекватно реагировать на возникающие в стране риски. Учитывая санкции и ускоренные темпы перехода на отечественные препараты, власти РФ удалось достойно сдержать удар по стране в области фармы. Но искажение статистики может свести все эти успехи на нет.