Сегодня в ЦИК доставили подписи за действующего президента России Владимира Путина. Штабу кандидата удалось собрать в 10 раз больше «автографов», чем необходимо по закону. Параллельно Борис Надеждин пытается наскрести 100 тыс. подписей до 25 января. В этом ему активно помогает несистемная оппозиция.
Контраст очевиден
Доставку подписей за Владимира Путина политтехнологи оформили, как и подобает действующему президенту. Кандидат первым из восьми участников гонки представил подписные листы в свою поддержку в ЦИК. При этом штаб Владимира Путина собрал 3 миллиона подписей вместо необходимых для самовыдвиженца 300 тысяч. Юридического смысла в этом нет, так как в зачет пойдут только три сотни подписей, однако таким образом россиянам еще раз демонстрируют подавляющую поддержку президента и его статус кандидата №1. Сам процесс аккумуляции подписей был омрачен рядом скандалов. Самый резонансный случился в Петербурге. Там подписи в поддержку Владимира Путина собирали главы участковых избирательных комиссий, что запрещено законом.
У Бориса Надеждина, напротив, первый этап выборов вызвал серьезные затруднения. На данный момент ему удалось собрать почти 80 тысяч подписей. Этого все еще недостаточно. В выходные кратно усилилось информационное сопровождение сбора подписей за Бориса Надеждина. Агитировать в его поддержку стали не только либеральные медиа, но и лидеры несистемной оппозиции. Вполне вероятно, что именно из-за их вмешательства на пунктах сбора подписей за рубежом стали выстраиваться длинные очереди из желающих поддержать кандидата. Приток избирателей зафиксировали и на пунктах в России, на некоторых из которых силовики препятствовали работе волонтеров.
Обоюдоострый либеральный меч
Очевидно, что Борис Надеждин успеет до 25 января собрать 100 тысяч подписей. Поддержка несистемной оппозиции ускорила процесс. Однако она же может стать фатальной для Надеждина. Пока кандидат оставался в рамках, которые обозначили в Кремле, его кампания проходила относительно спокойно. Но сейчас он стал «доверенным лицом» Ходорковского и членов ФБК, которые признаны в России экстремистами. Надеждин начал стремительно собирать протестные голоса, многие из которых ранее уже готовы были вверить Даванкову. Глобальной опасности для Путина эта тенденция не несет, но каждый лишний процент за Надеждина в новых условиях ставит под удар один из главных тезисов пропаганды о «небывалой консолидации общества». А значит, увеличиваются шансы, что кандидату не дадут пройти первый барьер, забраковав ряд подписей. Сделать это легче легкого, так как значительная часть из них подана россиянами, покинувшими Россию.
Однако даже сам факт ажиотажа вокруг фигуры Надеждина выгоден российской оппозиции. Процесс сбора подписей превратился в форму легального протеста, который формирует чувство вовлеченности у людей. Особенно у релокантов, которые отдалились от страны и единомышленников и теперь вновь могут почувствовать связь. И чем она сильнее, тем больше недовольства у людей вызовет недопуск Надеждина до выборов. Однако затронет это только оппозиционно настроенных россиян. Граждане, которые поддерживают Путина, скорее всего, даже не обратят внимание на Надеждина и его проблемы, ведь для них в России только один человек может быть президентом.
Российская власть идет по пути максимального снижения рисков, а значит, Надеждин, скорее всего, окажется за бортом предвыборной гонки. Помощь представителей несистемной оппозиции в таких условиях может оказаться «медвежьей услугой». Тем более когда параллельно все предвыборные процедуры образцово-показательно проходит кандидат №1.
Поделиться
Успешно!
Данные отправлены и сохранены
Произошла ошибка
Обновите страницу и попробуйте снова
...
...