Концептуальные инициативы для счастливого будущего страны

Цены на бензин взлетят

Image

В 2024 году цены на бензин и дизель в России могут увеличиться, но рост не превысит 7-10%. Ситуация с ростом цен в бензиновой отрасли наметилась после нескольких крупных ударов по нефтеперерабатывающим заводам. Попытки избежать увеличения стоимости топлива могут привести к возобновлению производства дизеля низкого качества.

Каких изменений стоит ждать?

Инфляция оказывает давление на цены всех товаров, включая топливо, и правительство совместно с ЦБ принимают меры для сдерживания этого процесса. Стоимость моторного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже увеличивалась почти четыре недели подряд в марте, вскоре после начала весенних полевых работ. Однако в апреле тренд развернулся.

Например, Аи-92, который подорожал более чем на 16% с 46 916 рублей за тонну 11 марта до 54 631 рубля 4 апреля, уже 9 апреля опустился с прежнего пика почти на 7% - до 50 989 рублей. Аналогично повели себя и цены на бензин Аи-95, поднявшиеся за тот же период с 58 679 рублей за тонну до 64 091 рубля, а затем упавшие до 60 747 рублей, и дизельное топливо, подорожавшее с 59 962 рублей до 64 415 рублей и затем подешевевшее до 63 551 рубля.

«Цены на бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты имеют тренд к повышению. Предполагаю, что рост будет постепенным: 7-10% за год - это вполне вменяемая история», - считает эксперт по транспорту московского областного отделения «Опоры России» Вячеслав Белобжецкий.

При этом эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков ранее отмечал, что дефицит топлива не исключен, потому что Россия из-за атак ВСУ уже сейчас производит бензина примерно столько же, сколько и потребляет, «то есть мы уже на тонкой грани».

Плохой дизель - новая реальность?

Несмотря на то, что эксперты считают, что российские НПЗ недозагружены и поэтому удары украинских беспилотников не выведут энергосистему из строя, есть риски значительных изменений качества дизеля. Власти могут возобновить выпуск бензина «Евро-3», от которого отказались еще 10 лет назад - с 2016 года в РФ выпуск бензина классом ниже «Евро-5» запрещен. Данный вид топлива имеет очень низкий уровень качества, что неминуемо приводит к частым ломкам автомобилей и, как следствие, к дефициту запчастей внутри страны. Возобновление выпуска бензина низких экологических классов может принести на внутренний рынок дополнительно 10% бензина, или до 350 тыс. тонн в месяц. Госдума попыталась оперативно опровергнуть возникшие прогнозы.

«Все это никаких последствий не дает. В России достаточно большое количество НПЗ, и достаточно много переработки нефтепродуктов, что мы экспортируем даже. Понятно, что у нас есть еще запас, по счастью. Для внутреннего рынка у нас точно хватит», - заявил депутат Госдумы Игорь Ананских.

Как бы правительство ни пыталось разуверить народ в возможных повышении цен на топливо, дефиците дизеля и ограниченности имеющихся запасов, удары по НПЗ сильно сказываются на внутреннем бензиновом рынке - остановка работы одного нефтеперерабатывающего завода грозит серьезными последствиями всей отрасли. А РФ является также основным экспортером топлива для многих стран. Вероятность появления низкокачественных продуктов на АЗС может вполне стать реальностью уже в мае.